В 2018 году в Управление Роспотребнадзора по Амурской области по вопросам защиты прав потребителей поступило 1159 письменных обращений. По результатам рассмотрения обращений заявителям даны разъяснения законодательства и алгоритма действий, в том числе, в случае защиты их нарушенных прав в суде, часть обращений переадресованы по подведомственности в другие органы, 77 обращений послужили основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований.
Количество внеплановых проверок на основании поступивших в Управление жалоб потребителей, снизилось в связи с изменениями, внесёнными в действующее законодательство. Если раньше любое обращение о нарушении прав потребителей могло стать основанием для проведения внеплановой проверки, то изменения, внесённые в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установили обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.
В 664 случаях потребителям оказана помощь в составлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов, что позволило потребителям урегулировать споры в досудебном порядке, а предпринимателям избежать проведения внеплановых проверок, в связи с удовлетворением требований потребителей.
В 2018 году количество проверок и административных расследований за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей по сравнению с 2017 годом сократилось в 1,8 раза - Управлением проведено 344 административных расследований и внеплановых проверок (в 2017 г. – 618). В ходе проведения 307 проверок (89,2%) были выявлены нарушения действующего законодательства в области защиты прав потребителей. В отношении виновных лиц возбуждено 425 дел об административных правонарушениях, вынесено 482 постановления о привлечении к административной ответственности (в том числе, 258 - штрафы, 224 – предупреждения).
Управление Роспотребнадзора по Амурской области в полной мере использует свои полномочия на судебную защиту потребителей, поэтому судебная практика – неотъемлемая часть деятельности Роспотребнадзора.
Одним из наиболее распространённых видов участия Роспотребнадзора в судебной защите потребителей, является дача заключений по гражданским делам о защите прав потребителей.
В 2018 году специалисты управления продолжили работу в этом направлении, в порядке статьи 47 ГПК РФ в судах дано 211 заключений по делу в целях защиты прав потребителей. Как и в предыдущие годы большинство оспоренных потребителями действий хозяйствующих субъектов на потребительском рынке заканчивались вынесением решений в пользу потребителей, сумма присуждённых денежных средств в пользу потребителей составила около 10 млн. руб., в том числе в качестве компенсации морально вреда – 929,5 тыс. руб.
Управлением Роспотребнадзора по Амурской области проводится работа по информированию и консультированию потребителей. В 2018 году Консультационными пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области» оказано 5 783 консультаций по вопросам законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Управление принимает активное участие в реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в РФ» - организовано консультирование, распространение информационных печатных материалов, проведение лекций, конкурсов в детских и трудовых коллективах.
В рамках подготовки и проведения Всемирного дня защиты прав потребителей, который в 2018 году прошел под девизом: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Амурской области и Консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области» были разработаны памятки, организовано консультирование потребителей по «горячей линии», личный прием граждан, выездное консультирование, консультирование в торговых и многофункциональных центрах.
В течение 2018 года Управлением было организовано и проведено 11 тематических «горячих линий» по вопросам защиты прав потребителей. На «горячую линию» Управления с вопросами защиты прав потребителей в 2018 голу обратилось около 3 тысяч человек. Телефон «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Амурской области 8(4162)20-20-20.
Управление также напоминает, что по поручению Правительства Российской Федерации с целью информирования потребителей создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) zpp.rospotrebnadzor.ru, на котором можно ознакомиться с новостной информацией об изменениях законодательства о защите прав потребителей, о результатах государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, о применяемых мерах административного реагирования в случае выявления нарушений законодательства, о механизме защиты нарушенных прав потребителей, о возможности вступления Управления в дело для дачи заключения в суде по делу в целях защиты прав потребителей, о порядке разрешения возникающих проблемных ситуаций и сложившейся судебной практики по искам граждан-потребителей.
« Назад