/ Основные направления деятельности / О некоторых итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Амурской области по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей за 2010 годВ 2010 году в Управление Роспотребнадзора по Амурской области поступило 1254 обращения потребителей, связанных с нарушение их прав, из них 675 письменных, что на 50% больше чем в 2009 году. В структуре обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей 53% (672) связаны с торговлей, 47 % (597) со сферой услуг. Обращения граждан по вопросам торговли связаны с приобретением продовольственных товаров в 39 %: технически сложных товаров бытового назначения в 33%, текстильных товаров и обуви в 11 %. Обращения граждан по вопросам услуг связаны с услугами ЖКХ (37%), финансовыми услугами (12%),услугами связи 11%, туристским услугами (11%) услугами общественного питания (10%).
В структуре нарушений законодательства о защите прав потребителей преобладают факты отсутствия информации для потребителей о товаре, работе, услуге и лицах, их предоставляющих, это нарушения ст.8-10, 12 Закона о защите прав потребителей – 26,6%. Нарушения ст.5,7 Закона в части безопасности товара, работы, услуги составили -9%. Нарушения, связанные с включением в договор условий, ущемляющих права потребителей составили 8% от выявленных в 2010 году.
Динамика увеличения количества обращений граждан свидетельствует о гражданской активности населения, понимании своих прав, как потребителей и намерении восстановить законную справедливость, в случае нарушения этих прав.
Потребности населения в различных услугах и товарах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики последние часто навязывают потребителям выгодные только для себя условия приобретения товаров и услуг.
При этом нередки случаи, когда товары отличаются низким качеством, а иногда и просто опасны для здоровья. Помочь потребителю разобраться в сложившейся ситуации призвана деятельность, направленная на информирование и консультирование. В Управлении организована работа Общественной приемной граждан, где консультации проводятся по широкому кругу вопросов, организована работа «Горячей линии» для осуществления консультирования населения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, консультирование потребителей через сайт Управления. В 2010 году консультации и разъяснения получили 680 потребителей.
Создано 3 консультационных пункта для потребителей в структуре Центра гигиены и эпидемиологии в городах Благовещенске, Белогорске, Свободном, которыми в 2010 году проконсультировано 1149 потребителей, оказана помощь в подготовке претензий 363 потребителям, подготовлено в суды 30 исковых заявления.
Начиная с 2007 года Управление последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг - того сектора экономики, который не только стал источником общемирового финансово-экономического кризиса, но и его наиболее уязвимым звеном, повлиявшим так или иначе практически на все аспекты общественных отношений, и в первую очередь - на положение в системе этих отношений простого человека. За 2010год в Управление области поступило в 2 раза больше обращений граждан с жалобами на кредитные организации по сравнению с 2009 годом, так же в два раза возросло число письменных обращений. За 2010года управлением проведено 18 проверок кредитных организаций , что в 5 раз больше чем за весь 2009год . При этом если за весь 2009год было составлено 5 протоколов об административных правонарушениях за нарушения прав потребителей финансовых услуг, то за 2010 года – 18. За включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей в 2010году Управлением вынесено 12 постановлений о привлечении банков к административной ответственности по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ. Три банка были привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, один по статье 19.7 КоАП РФ. Привлекались к ответственности ОАО АТБ, ОАО Восточный экспресс банк, ЗАО Райффайзенбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы, Совкомбанк, ТЭМБР банк. В 2010 году в защиту неопределенного круга потребителей финансовых услуг предъявлено 1 исковое заявление, которое удовлетворено судом первой инстанции частично. Действия ОАО «Восточный экспресс-банк» по включению в кредитные договоры условий об обязательном открытии текущего банковского счета и взимании платы за снятие наличных денежных средств и прием наличных денежных средств с счет гашения кредита признаны противоправными.
В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в защиту неопределенного круга потребителей предъявлено 4 иска, что в 2 раза больше чем в 2009году. Из них 3 по коммунальным услугам, 1 исковое заявление по кредитным услугам. В 2009 году Управлением Роспотребнадзора прядке ст.47 ГПК дано 817 заключений, из них 770 по кредитным услугам, что позволило сформировать на территории Амурской области положительную судебную практику по искам потребителей к кредитным организациям. В результате чего количество случаев привлечения Управления для заключений по финансовым услугам в 2010 году сократилось до 84 , при этом возросло количество заключений по делам о нарушении прав потребителей в сфере торговли, иных видов услуг в 3 раза с 47 заключений в 2009 году до 120 заключений в 2010.
Всего в 2010 году Управлением направлено в суды 204 заключения, потребителям возвращено 5 млн.125 тыс. рублей. « Назад |