Тема Всемирного дня без табака, который пройдет по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 31 мая 2012 года – «Вмешательство табачной промышленности» («Tobacco industry interference»).
Цель проведения информационной кампании в этом году - обратить внимание мирового сообщества на глобальную табачную эпидемию и ее смертоносные последствия, привлечь внимание лиц, формирующих политику, к необходимости разоблачения все более агрессивных попыток табачной промышленности подорвать реализацию Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ).
Табачная промышленность тратит десятки миллиардов долларов на маркетинг своей продукции с помощью рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий. Ведущие табачные компании используют различные приемы воздействия на общественное мнение, давление на правительства, создание «табачного лобби» в законодательных органах, заказные публикации «протабачных» материалов в средствах массовой информации, спонсирование спортивных мероприятий, благотворительных акций.
Не смотря на то, что уже 120 Сторон РКБТ ВОЗ после ее ратификации приняли или усилили свое законодательство по борьбе против табака, попытки табачной промышленности в отношении срыва реализации положений РКБТ ВОЗ на введение запрета на курение в закрытых общественных местах, а также запрета рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака активно продолжаются.
Российская Федерация ратифицировала РКБТ ВОЗ в 2008 году, взяв на себя обязательства по разработке и внедрению мер по борьбе против табака и защите населения от медико-санитарных, социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма.
Поэтапный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий нашли отражение в Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 23.09.2010 №1563-р. В Статье 23 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» изложены требования, предъявляемые к рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Меры, направленные на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака, включены в проект Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».
Согласно результатам Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 в Российской Федерации, почти 70% взрослого населения сталкиваются с рекламой, спонсорством или стимулированием сбыта сигарет. Несмотря на существующие ограничения для телерекламы, 11 % взрослых отметили наличие рекламы сигарет на телевидении. Кроме того, молодежь 15–24 лет чаще сталкивалась с рекламой сигарет (80,9%), чем респонденты старшего возраста (65,2%), что указывает на ориентированность маркетинговых мероприятий, проводимых табачными компаниями, на младшие возрастные группы. В целом 80% взрослого населения в Российской Федерации положительно относится к полному запрету рекламы табачных изделий.
Учитывая приоритетность защиты здоровья населения над интересами табачных компаний, и тот факт, что потребление табака и воздействие табачного дыма являются существенной угрозой для здоровья граждан России, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека призывает поддержать инициативу ВОЗ в борьбе против вмешательства табачной промышленности в разработку и внедрение мер по борьбе против табака и воздействия табачного дыма, принять активное участие в мероприятиях Всемирного дня без табака 31 мая 2012 года.
« Назад